Описание
Монастырь Ахпат расположен в одноименном селе Ахпат на севере Армении, в 10 км от города Алаверди.
Время основания Ахпата точно неизвестно. По документальным данным и памятникам материальной культуры, начало его развития относится к середине X века. Поселение на месте монастыря существовало еще с самых древних эпох, а непосредственно монастырь основал между 929 - 953 годами царь Аббас Багратуни. В 976 царь Анийского царства Ашот III начал возводить храм Сурб Ншан, который был закончен к 991 году. Как раз в 978 году Ташир отделился от Анийского царства и получается, что храм начал строиться еще в Анийском царстве, а завершилось строительство уже в Таширском царстве. Падение Анйского царства в 1064 году привело к некоторому застою, так что первую сотню лет храм Сурб Ншан был единственной каменной постройкой монастыря. В 1118 году Ташир становится частью Грузинского царства и с этого момента начинается новая эпоха в истории монастыря: все основные постройки, которые мы видим в Ахпате, построены именно в "грузинский" период его истории, а частично даже и в "монгольский".
Сейчас Ахпатский монастырь - это несколько строений, стоящих практически вплотную друг к другу и образующих сложную композицию. В течение трех веков в монастыре были возведены различные церкви и часовни, притворы, усыпальницы, колокольни, здание Академии, книгохранилища, трапезные, галереи, мосты и другие монументальные сооружения, не считая многочисленных жилых и обслуживающих зданий.
Если входить в монастырь по основной лесенке, то первым зданием по ходу движения будет небольшая церковь Святого Григора в виде базилики. За ней находится церковь Сурб Ншан с круглым куполом и громадный гавит этой церкви, с башенкой на куполе. Еще левее гавита стоит небольшая, купольная, изящная церковь Сурб Аствацацин (Богоматери). За этой церковью находится самое удивительное здание комплекса, так называемый "гавит Амазаспа", названный по имени настоятеля храма и заказчика строения. Невероятны в первую очередь размеры этого сооружения - это здание имеет площадь 330 кв. м, то есть это самый большой гавит (притвор) в Армении. Он построен в 1257 году, уже в монгольскую эпоху, и можно только удивляться, как удалось соорудить такую конструкцию технологиями романской архитектуры. Здесь сумели построить свод повышенной сложности, который выдержал несколько землетрясений. С внешней стороны на храме есть мемориальная доска в память пребывания в монастыре поэта Саят-Нова. Чуть в стороне и на возвышенности находится колокольня. Она представляет собой в плане крест, который сведен в восьмиугольник. Эта колокольня построена в 1245 году, уже после сражения при Кёседаг и армянско-грузинско-монгольских походов на сельджуков.
Книгохранилище Ахпата - редкое по своему назначению здание, свидетельствующие о высоком уровне развития гражданского зодчества Армении XI-XIII веков. Возведенное в середине XI века книгохранилище Ахпата первоначально имело деревянное перекрытие. Современное - каменное, выполненное между 1258 и 1262 годами, существенно изменило художественный облик интерьера. Исключительное место среди гражданских памятников Армении занимает трапезная Ахпата. Это редкое по архитектурной композиции сооружение середины XIII века. По характеру и деталям убранства интерьер трапезной близок к интерьеру книгохранилища, что позволяет предполагать их выполнение мастерами одной архитектурной школы.
Среди монастырских сооружений представляет интерес родник - небольшое функционирующее и поныне постройка над водным источником. Трехарочный родник был построен в 1258 года, с несколько большей по величине средней аркой. Вдоль задней стены помещения расположены резервуар воды для населения и каменные корыта - сюда водят на водопой сельский скот. Сводчатая композиция была подсказана особенностями климата страны. Прохладный влажный воздух помещения служит защитой от, палящих лучей солнца, знойного лета.
Ахпатский комплекс особенно богат хачкарами, имевшими не только мемориальное назначение. Они ставились также в ознаменование различных событий. Особенностью хачкара Аменапркич (1273 г.) является большое количество реалистически изображенных человеческих фигур. Сложнейшие орнаментальные композиции и исключительное мастерство их выполнения относят этот хачкар к выдающимся произведениям армянского искусства.
Действующий Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, он отличается единством и компактностью асимметричной планировки, свидетельствующих о высоком мастерстве армянских зодчих. Он оказал огромное влияние на развитие средневекового зодчества Армении. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.