Описание
Храмовый комплекс Байон расположен в центре Ангкор-Тхома. Построен храм в период правления Джаявармана VII, владыки Кхмерской империи, жившего в период с 1125-го по 1215 год нашей эры. Храм не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях.
Главной достопримечательностью Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Множество высеченных лиц – это лицо бодхисатвы Авалокитешвары – божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.
Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен. Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом. Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).
Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий – круглую. Храм построен из каменных блоков, некоторые его части – из дерева, в целом, сохранился достаточно хорошо. Храм окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра, на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м, высота стен – 4,5 м. По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон – по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа. Во внутреннем дворе с восточной стороны – два здания библиотек. Второй ярус сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м. Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами. На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. На третий ярус ведут довольно крутые лестницы. Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами, есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты. Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли. Центральная башня имеет восемь башен, самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии.
В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам. В этом помещении изначально была установлена статуя Будды высотой 3,6 м, найденная в фундаменте при раскопках Байона в 1933 году. В чертах лица Будды было внешние сходство с Джаяварманом VII, во время брахманисткой реставрации (сразу после смерти Джаявармана VII) статуя была осквернена. Она была отреставрирована и установлена на террасе в к востоку от южного Кхлеанга.
После смерти короля Джаявармана VII в Камбодже больше не было построено ни одного храма, хотя бы отчасти сопоставимого с Байоном. А короткая эпоха расцвета камбоджийского средневекового искусства, связанная с правлением Джаявармана, вошла в историю под названием "Эпоха Байона". Байон был и остается центральным храмом Ангкор Тома. С ним непосредственно связана легенда о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.
Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в. В 1925 году храм был распознан как буддийское святилище, а в 1928 году, благодаря стараниям Ф. Штерна и Ж. Седеса был правильно датирован.