Описание
Пещерные храмы Лунмэнь - комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганом считается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.
Комплекс высечен в 495—898 гг. в известняковых скалах по берегам реки Ихэ. Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства.
Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй. Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты. Его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы. Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы, тем самым, увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.
Однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.), когда учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период был возведен наиболее восхитительный объект Лунмэня - статуя будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками.
Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня.
Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям. Другие известные пещеры – Гуян (495—575) и Фынсянь (627—675), а также еще несколько сотен пещер, включают статуи буддийских божеств, рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии.
На восточном берегу реки Ихэ также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма. Гости храма могут поклониться Будде и его ученикам, увидеть бронзовую статую Цянлуна и стелу со стихотворением, которое император написал в связи с визитом в Лунмэнь, а также подкормить разноцветных карпов, плавающих в пруду под одной из лестниц храма. Ещё севернее мы видим последний из четырёх объектов музейного комплекса «Лунмэнь» - усадьба матери великого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи вместе с могилой самого поэта. Эта усадьба представляет собой прекрасный образец традиционного китайского парка с ручьями, образующими запруды с лотосами, зарослями бамбуков, кипарисовыми и пальмовыми рощами, чайным домиком и площадкой с каменными стелами, на которой вырезаны стихи знаменитого поэта. Сам Бо Цзюйи покоится в специальном павильоне, непосредственно над могилой стоит его статуя, вырезанная из куска скалы, а по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и вещи, дающие представление о жизни и творчестве этого талантливого автора.
Для монументально-величественной скульптуры Лунмэнь характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм. Эти произведения, неразрывно связанные с религией буддизма, демонстрируют расцвет искусства резьбы по камню в Китае. Комплекс входит в составленный ЮНЕСКО перечень Всемирного наследия.