Отзыв о Лондоне
Много уже рассказано по этой теме. Но хотела бы поделиться своими впечатлениями и наблюдениями - а вдруг кто-нибудь найдет мой рассказ интересным. Пишите буду рада ответить на все вопросы по адресу galina_ramp@mail.ru
Итак, начнем...
Лондонский публичный транспорт недорог (во всяком случае, в сравнении с общим уровнем цен). И организован с похвальной рациональностью и даже удобством, если конечно абстрагироваться от неизбежных для любого большого города пробок и аварий. Как правило, самый удобный транспорт в Лондоне — это метро. Здесь его официально называют Underground (андеграунд), то есть подземка, но чаще просто и самокритично Tube (тьююб) — «труба». Подробно о лондонском метро много написано на сайте: http://www.thetube.com (кто читает по английски).
Автобусы и метро работают с 5.30 утра (по воскресеньям — с 7.30) и примерно до полуночи. Транспортная система поделена на зоны: шесть для метро и четыре для автобусов. Зоны размечены на план-картах метро (вывешены на каждой станции), их схемы висят и в автобусах. Пассажиры обязаны иметь билет, где обозначена та зона, в которой они собираются покинуть метро или автобус. Иначе возможны проблемы на выходе. К примеру, в метро требуют совать билет в контрольный аппарат турникета. К счастью, эти турникеты (подозрительно) часто ломаются, — тогда на выходе билеты редко кто реально проверяет.
Цена билета зависит от того, по каким зонам проходит маршрут. Если вы не планируете сегодня выбираться из центра, вам достаточно разового билета для зоны 1 (центр Лондона), который стоит два фунта. Если вам нужно совершить несколько метропоездок в центре, то выгоднее купить сразу 10 билетных «талончиков» для 1-й зоны (билеты продаются в автоматах и в «живых кассах» почти на каждой станции). Если вам предстоят несколько поездок на метро и на автобусе в один день, то разумно купить проездной билет Travelcard (трэвл каад), они тоже продаются во всех автоматах и кассах. Эти «проездные» действительны для автобусов, метро, скоростной линии метро DLR (Docklands Light Railway) и для лондонских электричек National Railways часа пик (то есть в будние дни после 9.30 и в течение всего дня в выходные и в праздники). Такие проездные гораздо дешевле «пиковых» билетов. Кроме того, существуют практичные уикэндовские проездные Weekend Travelcards и семейные Family Travel-cards.
Билет только на автобус (£1,20) покупается у водителя (сказать ему, куда вам надо, все же придется) или в автомате у остановки. Автобусный проездной на весь день One Day Pass (ван дэй паас) для поездок по всему городу стоит £3. Это тоже очень, очень дешево. Но увы! Цены растут и на трафик (нефть-то на бирже бьет рекорды).
Есть еще один удобный вид проездных на весь день — Rail & River Rover (рэйл энд рива роува) за £9. С ним можно целый день пользоваться DLR и даже кататься на катере по Темзе (остановки Гринвич, Тауэр, Ватерлоо, Вестминстер). Эти проездные особенно удобны потому, что с катера можно сколько угодно раз нисходить на берег (а потом восходить обратно). Недавно прочитала (tourism-london.ru), что обязательно нужно требовать в кассах на набережной и станциях.
С 2003 года в Лондоне введена электронная карточка Oyster (произносится «ойсте» и обозначает «устрицу», видимо, в связи с популярной фразой: «The world is your oyster», то есть «весь мир — твоя раковина»). Недавно прочитала тут, что она действительна также и для DLR, автобусов и электричек (но не всех!) «Устрица» очень удобна. Например, в метро при входе/выходе достаточно коснуться ею специального желтого кружка. Карточка программируется на неделю, месяц или год. Когда деньги в «устрице» истекут, ее нетрудно «зарядить» снова (правда, нужен банковский счет). При каждом проходе через турникет с карточки снимается определенная сумма. Цены ориентируются на действующие нормальные тарифы, но почти всегда со скидками. Линия автоматического метро DLR проходит над землей, поезда без машинистов. Удобна для поездок в Доклэндс и в Гринвич. Поезда идут от станций Tower Gateway и Bank. Действуют карточки Travelcard и Oyster.
Ночной автобус Night bus (найт бас), у него перед номером стоит буква «N», курсирует с 23.00 до 6.00, примерно с часовыми интервалами. Большинство ночных автобусов отходит от Трафальгарской площади. Схемы маршрутов и расписание — на остановках.
Туристические автобусы для осмотра примечательностей Лондона предлагают несколько фирм. Туры проводятся на «басах» с открытым верхом, гиды говорят на разных языках. Сервис по принципу «hop-on, hop-off» тоесть из автобуса можно выйти, а затем вновь войти по тому же билету). Дальнейшая информация по фирменным справочным телефонам: Big Bus Company или The Original London Sightseeing Tour.
Такси в Лондоне двух основных видов: Black cabs — «черные кэбы» (которые нынче красят в какие угодно цвета, включая психоделичные), и Minicabs, то есть «мини-кэбы». Пожалуй, главное различие между ними — в цене (мини-кэбы ощутимо дешевле). Правда, принято считать, что таксисты «черных кабин» лучше знают Лондон (так как проходят специальный экзамен «The Knowledge»). А за рулем «мини-кэбов» нередко сидят, что называется, «люди нездешние». Впрочем, сама я не стану поручаться ни за «черных», ни за «мини»-рулевых. Такси есть такси: раз на раз не приходится. Мое личное убеждение: лондонские таксисты честнее и порядочнее «европейских». Но возможны и другие мнения.
Вечером и в выходные таксу повышают все таксисты мира.
Прогулочные теплоходы
На Темзе круглый год навигация. Самое оживленное движение — на отрезках между Вестминстером и Гринвичем. Билет в одну сторону стоит примерно £5-6. Некоторые судоходные компании включают экскурсии в стоимость билетов. Подробнее сможете найти на сайте: http://www.tfl.gov.uk/river
Автомобиль
Брать в Англии напрокат автомобиль для поездок по городу — радость не для рядового европейца. Даже и богатые лондонцы предпочитают метро или электрички: на автодорогах много пробок, трудно найти парковку (а если найдете, будете платить по фунту за четверть часа) , к тому же светят высокие штрафы за нарушения паркозапретов плюс congestion charge (£5 за просто въезд в центр города). Однако если вы настоящий автогерой (или вам нужно ехать не в Лондон, а из него), то к вашим услугам привычный «джентльменский набор» фирм по прокату авто: Alamo, Avis, Europcar, Hertz. Водительский стаж должен быть не меньше года, возраст — старше 23 лет. И, ради бога, не забудьте: движение в Англии — наоборотное! (То есть по левой стороне дороги.)