Описание
Пантеон, что в переводе означает «Храм всех богов», располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда в Риме, и представляет собой памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Агриппа, зять императора Августа, возводил здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел.
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Высота храма равна его диаметру (43,5 метра) и это придаёт сооружению изумительную пропорциональность. Здесь проводились службы во имя римских богов, которые сопровождались жертвоприношениями. В храме отсутствуют окна, что и придает ему таинственности. Он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», это символизирует небесное всевидящее око. Предполагается, что в древности луч солнца в течение дня поочередно освещал установленные в определенном порядке внутри в нишах статуи Венеры, Юпитера, Марса и других богов.
Этот монументальный архитектурный памятник сохранился до наших дней исключительно благодаря императору Фоке, который в 608 году отдал его папе Бонифацию IV. Папа переосвятил языческий храм в христианский в честь Святой Марии и Мучеников, и перевез в него из катакомб останки первых христиан. Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XIV веке строение использовалось как крепость, а в XVII по приказу Папы Урбана VIII сняли с крыши Пантеона бронзовое покрытие портика и отлили из него балдахин для собора Святого Петра.
Композиция Пантеона состоит из трех ясно различимых частей: коринфского портика, круглой купольной ротонды, увенчанную грандиозным куполом, и прямоугольного блока, соединяющего портик и ротонду. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.
Сегодняшний Пантеон, пережив четырехсотлетний период упадка, привлекает туристов не только удивительной историей, но и тем, что в нем покоятся останки итальянских королей — Виктора Эммануила II, Умберто I, королевы Маргариты. Тут же можно увидеть скромную могилу Рафаэля, а также надгробья художников Дзуккари и Карраччи.
Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.