Описание
Костёл святой Анны в Вильнюсе - неприходской римско-католический костёл, памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Располагается в Старом городе на улице Майронё.
Первые упоминания о костёле уходят в 1394 год, когда на этом месте стоял деревянный храм, построенный, как считается, женой великого князя Витовта Анной. Каменное здание костела было построено францисканцами в конце XV века, а 22 мая 1501 года костел был освящён. Покровителем храма был Великий князь Литовский и король польский Александр Ягеллон. Мнения учёных относительно того, кто создавал этот шедевр готической архитектуры, расходятся.
В XVI веке в Вильно были преимущественно деревянные строения, поэтому в городе часто случались пожары, от одного из которых в 1564 году сильно пострадал костёл Святой Анны. После пожара он находился в запустении до 1581 года, когда его заново восстановил и освятил Николай Радзивилл. Именно тогда храм приобрёл вид, в котором, в основном, сохранился до наших дней. Существует версия, по которой костёл сохранил свой первоначальный облик благодаря тому, что в XVII веке рухнули своды здания, и оно длительное время не использовалось. Как раз в этот период все древние храмы перестраивались в стиле барокко, а костёл Святой Анны эта участь миновала.
Впоследствии собор неоднократно горел и разрушался, и каждое новое восстановление вносило свои коррективы во внешний облик или внутреннее убранство костёла. Так, в XVII веке, при ремонте здания были установлены три новых алтаря в стиле барокко; после пожара 1761 года внешние стены здания были выкрашены в красный цвет, а деревянные перекрытия кровли заменены на каменные своды. Во время реставрации 1848-1859 годов на внешних стенах костёла была сделана имитация красного кирпича. Когда в 1872 году мимо собора прокладывалась улица, то была снесена колокольня, выстроенная в 1746 году на средства супругов Милкевичей, и затем перестроенная архитектором Михаилом Шульцем в 1802 году. Неподалёку была возведена новая колокольня, имитирующая готический стиль, которая сохранилась до наших дней. Автором новой колокольни явился архитектор Н. М. Чагин, однако оценки колокольни специалистами, как правило, невысокие. В 1902 году возникла угроза разрушения храма, и костёл вновь восстанавливался польским реставратором Й. П. Дзенконским. Были укреплены основания собора, осушена территория, заново перестроены своды, укреплены и восстановлены стены. Для отделки внешних стен использовалась красная глина.
Последний серьёзный ремонт костёла Святой Анны проводился с 1969 по 1972 годы, во время которого были отреставрированы сильно разрушенные башни, и в костёле был установлен орган. Руководили восстановительными работами литовские архитекторы Й. Барткунас и Н. Киткаускас. В отличие от многих храмов, костёл Святой Анны не был разрушен ни во время, ни после Второй мировой войны, и сегодня он считается памятником готической архитектуры мирового значения. Даже при советской власти собор не стал складом или клубом, а был отреставрирован, и в нем разместили орган, который и сегодня можно послушать во время церковных служб.
Костёл является произведением позднего готического стиля, который был распространен в XV веке в странах Западной Европы: Франции, Фландрии, государстве Нидерланды. Он представляет собой небольшое, напоминающее часовню, прямоугольное здание (длина 22 м, ширина 10 м) с тонкими стенами и четырьмя парами стрельчатых окон. Между окнами установлены выступающие столбы, которые несут основную тяжесть сводов здания. Самым ценным, по мнению специалистов, элементом собора является его главный фасад, равному которому не существует не только в Литве, но и во всей кирпичной готической архитектуре Восточной Европы. Величайшим шедевром готической архитектуры называют фронтон здания, поражающий разнообразием своих форм и линий. Три грациозные башни одинаковой высоты образуют правильную симметричную композицию фасада здания, основная декоративная часть которого не имеет ни одной плоской поверхности. Известно, что для создания фасада строители использовали тридцать три вида кирпича, добившись неповторимых узоров и удивительной лёгкости.
Внутреннее убранство храма скромнее его внешнего прекрасного облика. Оно состоит из прямоугольного помещения (нефа) высотой 12,7 метров, заканчивающегося высокой готической аркой. Своды костела украшены выступающими нервюрами. Над главным входом расположены небольшие каменные хоры. Ризница и галерея в северной части храма, которые были возведены в 1613 году, соединяют костёл Святой Анны с костёлом бернардинцев. В храме находится барельеф преподобного Юргиса Матулайтиса, католического религиозного деятеля, причисленного к лику святых в 1987 году. В подвальных галереях костёла покоится прах третьей жены Витовта Великого Юлиании.
Напротив храма разбит небольшой сквер: прямо в центре города можно посидеть или полежать на траве, глядя на сказочный готический замок из красного кирпича.