Описание
Дом Мила в Барселоне расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса. Это здание, построенное в 1906-1910 годах стало последней светской работой Гауди, так как затем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия.
Дом, который каталонцы называют «Каменоломня», стал самым трудным для Гаули за всю его карьеру. Дом был построен для Пере Мила и его супруги, в честь которых и назван; им захотелось иметь в своей собственности такое здание, которое ни в чем не уступало бы дому Бальо. План будущего здания архитектор разработал довольно быстро: дом должен был быть практически лишен всякой симметрии. Для этого предполагалось на железной конструкции закрепить каменные «плывущие» декоративные панели.
Заказчик решил, что квартиры его будущего дома будут сдаваться в аренду, поэтому Гауди сделал планировку такой, чтобы соседи не смогли бы помешать друг другу. Более того, в «Каменоломне» большинство стен сделали подвижными, что позволяло бы в кратчайшие сроки менять планировку того или иного помещения по своему усмотрению. После создания основного плана архитектор продолжал внимательно дорабатывать его, внося изменения и элементы, что раздражало заказчика. Супругам хотелось как можно скорее получить здание и насладиться своим очередным триумфом в столице Каталонии.
Строительство началось, но основные трудности были еще впереди. Поторопившийся заказчик не успел узаконить строение, здание оказалось чуть выше той отметки, до которой разрешалось в те времена возводить дома, камнем преткновения с властью стала и колона, которая из-за своих форм, менее чем на пятьдесят сантиметров выходила на тротуар. Гауди пребывал в бешенстве и постоянно спорил с чиновниками, впервые у него появилась мысль даже бросить строительство. Существует свидетельство, что после разговора с очередным чиновником, Гауди, имя которого уже знали во всей Испании, в ультимативной форме сказал, что уберет колону, однако на ее месте напишет имя того, кто не позволил ее установить.
В итоге, Гауди все же победил, но снова столкнулся с трудностями. Власти Барселоны, а затем и сами заказчики воспротивились тому, чтобы здание венчала огромная скульптура, названная Гауди «Богоматерь». В скульптуре они усмотрели явное сходство с языческой богиней по имени Гайя, которой поклонялись и приносили жертвы. Гауди второй раз отказался от строительства дома, но после разговора со священником, все же решил закончить строительство и сдал дом супругам Мила.
Проект стал новаторским и с технической точки зрения: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж, лифты (которые были предусмотренные проектом, но появились намного позднее).
Первоначально барселонцы не приняли это строение, дом Мила сразу получил прозвище «Педрера» (кат. La Pedrera — каменоломня) за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад. Однако со временем им стали гордиться.
В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в нем по-прежнему располагаются квартиры, а также офисы.