Описание
Статуя Свободы находится на острове Свободы, в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, в Нью-Йорке. До 1956 г. остров назывался «остров Бедлоу», хотя с появлением статуи жители сразу стали называть его островом Свободы.
Задумка создания статуи Свободы, как символа независимости и демократии, родилась в 1865 году и принадлежит знаменитому французскому ученому и юристу Эдуарду Рене Лефевр де Лабулайе. Концепция памятника была разработана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди. Изначально Бартольди представлял свою скульптуру в Порт-Саиде, расположенном в Суэцком канале, соединяющем Красное и Средиземное моря, и проект назывался «Египет, несущий свет в Азию». Однако затем, по финансовым соображениям, планы скульптора поменялись. Также он не смог реализовать свой проект и достраивал его знаменитый Эйфель.
Полное название монумента — Свобода, озаряющая мир (Liberty Enlightening the World). Высота Статуи Свободы в Нью-Йорке - 93 метра. Она представляет собой массивный пьедестал и непосредственно 46-метровую статую римской богини Либертас (Свобода), держащую в правой руке огромный факел, а в левой — скрижаль с надписью JULY IV MDCCLXXVI. Английское слово July и латинские цифры вместе образуют 4 июля 1776 года — дату принятия Декларации независимости США. Дело в том, что монумент явился подарком народа Франции к столетнему юбилею подписания судьбоносной Декларации. Символично в этом плане то, что одной из своих ног статуя стоит на разбитых оковах, намекающих на поверженную несвободу. К вершине пьедестала ведут 192 ступени, до короны — 356. Всего в создании скульптуры было задействована 31 тонна меди, а стальная конструкция, спроектированная Эйфелем, весит без малого 125 тонн.
Создание статуи во многом было революционным с технической точки зрения. Эйфель решил лишить статую жесткости, соединив её медное тело с центральной опорой гибкими металлическими перекладинами, что позволяло монументу слегка двигаться при сильных порывах ветра и избегать возможного разрушения наружного тонкого слоя. Это был один из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не имели несущей функции, которая обеспечивалась внутренними конструкциями. Эйфель позаботился также о двух лестницах внутри статуи, которые бы вели на смотровую площадку в короне, и об одной, ведущей на факел.
Стоит заметить, что по ряду причин Статуя Свободы была установлена на десять лет позже юбилея. Первая презентация готовой статуи состоялась 4 июля 1884 года во Франции, после чего монумент был демонтирован и отправлен в США, куда прибыл 17 июля 1885 года. Сборка памятника длилась около 4 месяцев. Однако официальное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке президентом США Гровером Кливлендом состоялось лишь 28 октября 1886 года.
Американцы очень гордятся своим символом, поэтому в течение всего XX века со Статуей происходили всевозможные занимательные события. Так, в первый послевоенный год её внутренние стены, находящиеся в зоне доступа посетителей, были покрыт специальным пластиком, с которого можно было легко стереть граффити. В 1984–1986 годах Статуя подверглась масштабным и дорогостоящим реставрационным работам. К примеру, оригинальная арматура Эйфеля была заменена на более современную из нержавеющей стали, была модернизирована система освещения, установлен лифт, ведущий к смотровой площадке на вершине пьедестала. Аварийный лифт появился и внутри Статуи — он достигает уровня плеча.
После террористических атак 11 сентября Статуя свободы была незамедлительно закрыта для широкой публики, которой пришлось ждать до 2004 и 2009 годов, когда открылись сперва пьедестал, а затем сама Статуя. Впрочем, в октябре 2011 года их снова закрыли для установки новых лифтов, но с 28 октября 2012 года открыли полный доступ к статуе вплоть до короны.
В связи с приостановкой работы правительства США с 1 октября по 13 октября 2013 года все национальные парки и федеральные музеи, в том числе и Остров Свободы были закрыты для публики, что вызвало немало споров со стороны туристических организаций. На посетителей Острова Свободы и Статуи до сих пор распространяются ограничения, в том числе личный досмотр, аналогичный проверке безопасности в аэропортах.