Описание
Мавзолей Гур-Эмир - мавзолей азиатского завоевателя Амира Тимура, известного как Тамерлан, и его семьи (Тимуридов) в Самарканде.
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году по распоряжению Мухаммад Султана. Из состава зданий ансамбля Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение ансамблю, центром которого стал именно мавзолей.
Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана. Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков - Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учителя и наставника Тимура Мир Саид Барака. На возвышении усыпальницы за мраморной оградой находится неизвестное надгробие некоего суфия Сайида Умара. По версии Т. Саидкулова это мог быть шейх ад-дин Куляль.
Однокупольное восьмигранное здание мавзолея представляет собой яркий пример нового синтетического стиля центрально-азиатской архитектуры начала XV века. В восхитительном оформлении мавзолея нашли отражение величайшие достижения зодчих всего Среднего Востока. Необыкновенной мощью, достигнутой при помощи необычной луковичной формы, веет от рифленого купола мавзолея, чья громадная ярко-синяя шапка с глубокими розетками и белыми вкраплениями затмевает собой основной архитектурный остов - барабан в форме цилиндра под куполом и восьмигранное сооружение. На внешней стороне купола 64 грани, которые говорят о количестве прожитых пророком Мухаммедом лет. Украшение на стенах мавзолея усиливают ощущение торжественности: основание снизу покрыто мраморной панелью, над которой на фоне кирпичей терракотового цвета выложен голубыми и белыми плитами эпиграфический орнамент, а искусные узоры и надписи украшают почти трехметровый барабан. Внутренняя отделка также поражает своей монументальностью: для увеличения пространства мастера сделали ниши в форме креста. Роскошь декоративного покрытия, насыщенность синего и золотого цветов на высокой панели из оникса светло-зеленого цвета приковывает взгляд. Карниз из мрамора, установленный над панелью, декорирован искусной росписью. Стены выполнены в виде огромного алебастрового панно с узором из звезд, купол и арка ослепляют красотой рельефных выступов из покрытого цветочным орнаментом папье-маше. Деревянные двери, установленные при входе в мавзолей еще при Улугбеке, украшает великолепная тончайшая резьба. Мраморная решетка, украшенная орнаментами, и декоративные каменные надгробия прекрасно гармонируют с внутренним великолепием мавзолея.
Еще при Улугбеке на могиле Тимура установили надгробную плиту из красивого нефрита, которую привезли из Моголистана. На надгробии высечена знаменитая надпись-предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». С нефритовым надгробием связан ряд мистических историй.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
К началу XX века сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов. Летом 1943 года на реставрацию мавзолея Гур-Эмир был выделен 1 миллион рублей. Реставрационные работы начались только в 1951 году и с разной интенсивностью продолжались вплоть до середины 90-х.
В 1996 году в связи с 660-летним юбилеем Амира Темура были восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, восстановлены два минарета. Дополнены ониксовые панели, позолота и росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. А в склепе под полом мавзолея, оформленном очень скупо, находятся захоронения, расположенные в том же порядке, что и декоративные намогильники.