Описание
Праздник кущей, или Суккот - библейский праздник, отмечаемый неделю в сентябре-октябре. Исторически происхождение праздника связано со странствиями еврейского народа по пустыне. Сука – это строение со стенами из простейших материалов, которое строят специально для праздника. Тора заповедует семь дней жить в этом шалаше, в память о том, что Господь, выведя евреев из Египта, поселил их в шалашах. По второй версии обычай жить в это время года в шалашах связан, скорее, с сельскохозяйственным происхождением праздника. Суккот отмечает завершение сезона земледельческих работ, именно во время сбора урожая крестьяне ночевали на своих полях во временных жилищах – шалашах.
Таким образом, построение сукки является основной заповедью праздника. Специально возводят три или четыре стены с крышей из веток, через которую видны звезды и проникает дождь. Для изготовления шалаша выбирают красивое безветренное место под открытым небом: во дворе, на крыльце, на балконе, даже на крыше. Но над шалашом не должны нависать чужая кровля, дерево или другой балкон. Во многих городах дети соревнуются — кто построит самый красивый шалаш. Если нет возможности жить в сукке, в ней два раза в день следует принимать пищу, там же встречают гостей. Всю неделю праздника помещение шалаша становится как бы вместилищем заповеди. Сюда нельзя входить в грязном или вносить испачканное, нельзя до окончания Симхат Тора использовать для чего-либо доски шалаша, а после праздника, когда хижину разбирают, — нельзя наступать на материалы постройки, либо применять их для неблаговидных целей.
Еще одна важная заповедь праздника – благословение букета из четырех видов растений. Это этрог (крупный цитрусовый плод), три веточки мирта, нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав) и две ветви ивы. Соединенные вместе, они символизируют единство еврейского народа. При благословении ими взмахивают по направлению всех четырех сторон света, а также вверх и вниз. В дни праздника во время утренней молитвы обходят синагогу с четырьмя видами растений в руках, а в седьмой, заключительный день праздника, такой обход совершают семь раз.
В субботу, выпадающую на неделе праздника Суккот, в синагогах читают библейскую книгу Экклезиаста. Считается, что в дни праздника Суккот на небесах определяется количество дождей на предстоящий год, поэтому в синагогах произносится молитва о дожде. Кроме того, в Израиле в этот день отмечается и Симхат-Тора – праздник радости Торы, день завершения и начала нового годового цикла ритуального чтения Торы. В этот день в синагогах и вокруг них принято танцевать со свитками Торы в руках. Евреи радуются и благодарят Бога за то, что им дана Тора.
В первые два дня Суккот, как и во все другие праздничные дни, запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от горящего огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для праздничных свечей. Во время промежутка между первыми и последними праздничными днями — Холь а-Моэд — нет запрета на всякого рода деятельность, но нужно избегать обыденных домашних дел вроде стирки и шитья. Принято также подчеркивать праздничность этих дней особенно вкусной едой и нарядной одеждой. Последний день Холь а-Моэд (т.е. пятый — или седьмой день Суккот) называют Ошана Раба. В ночь на Ошана Раба принято читать Тиккун и Теилим. Во время утренней молитвы произносят Ойшайнойс, после чего пять раз ударяют по полу пятью веточками ивы. Этот день завершает праздник Суккот.
Около шести тысяч христиан из ста стран мира прибывают в Израиль на праздник Суккот. Они посещают главные христианские святыни, а также принимают участие в семинарах, конференциях, лекциях и традиционном шествии христиан-евангелистов "Иерусалимский марш". В этот день люди одеваются в национальные костюмы, и каждая группа несет флаг своей страны. Таким образом приезжие выражают солидарность с жителями Иерусалима.